воскресенье, 24 апреля 2016 г.

24 апреля - день витражных сказок

Катерина Овчарова (Caramelina)
ВИТРАЖНАЯ СКАЗКА

Гаснет день. В соборе всё поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стекла
В глубине готических пещер.

В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята.

"Вечерние Стекла", Максимилиан Волошин


Знаете, чем отличаются обычные сказки от витражных? Обычные сказки - прекрасны, но сюжет их завершен, тогда же, как витражные сказки - это многоходовая партия, почти как драконий покер, с вечно переменчивыми красками и нотами слов, мелодией света и тени, недосказанность, незавершенность, и потому они - ещё более загадочны и совершенны. Ибо настоящее совершенство - в вечном движении. Витражные сказки символизируют этакий перпетум-мобиле нашего восприятия, и далеко не каждый способен их понять, и ещё более редки те, кто их создает, даря им частичку своего дыхания. Остановитесь, посмотрите внимательно вокруг себя, прислушайтесь - а вдруг, вы - один их них?!

Лучи солнца, бережно целующие витражные окна, озаряют помещение удивительным светом: за счет калейдоскопического эффекта комната становится более объемной, а недостаток дневного освещения восполняется фантастической игрой теней.


Самым старым витражным композициям, дошедшим до наших дней, больше 2000 лет. Настенная мозаика из смальты использовалась в Древнем Риме и Греции, а египтяне владели секретом изготовления непрозрачного цветного стекла, придающего жилищу благоговейный полумрак.


В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

Верхняя половина Окна Библии Бедняков,
Кентерберийский собор, Великобритания, XIII в.
Периодом расцвета витражного искусства, которое и сегодня невероятно популярно среди людей обладающих художественным вкусом, стала эпоха ранней французской и немецкой готики. Фантазийные рисунки, которыми модные дизайнеры украшают современные пластиковые окна, выполнены по эскизам витражей, являющихся достоянием величественных соборов - Руанского и Парижской Богоматери. Окна костелов, выполненные из разноцветных фрагментов на религиозную тематику, были призваны служить некой преградой, не позволяющей человеку ослепнуть от Божественного сияния.


В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Не смотря на то, что российское витражное искусство развивалось медленнее, чем в Европе, столичные здания могут похвастаться уникальными узорами из цветного транспарантного стекла. Интерьеры знаменитых московских гостиниц - Националя (арочные окна на лестнице у главного входа) и Метрополя (потолочный витраж центрального зала и зал "Толстой") - напоминают о тонком чувстве прекрасного российских мастеров декоративно-прикладного искусства.

Витраж святого Иосифа в приходской
церкви св. Троицы в Ровище, Хорватия
Монастырь Жиронимуш. Лиссабон
В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа ещё не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Царскосельского Арсенала, предназначенного для хранения коллекции оружия Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

Стихи подобны разноцветным стеклам
Церковных окон. Заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком.
“Сплошная муть, а может быть, и хуже!”
Так скажет обыватель. Он сердит,
Когда он ничего не разглядит!
И пусть его. А вы – вступайте смело
В священные поэзии пределы!
Как хорошо! Как ясно и светло
Сияет многоцветное стекло!
Да, новый свет откроется для вас,
Все возвышает дух, пленяет глаз,
И ежели в вас есть душа, то вам
Он по душе придется, этот храм!

Иоганн Гёте


Во второй половине XIX столетия витражи в Западной Европе имели уже чисто декоративное применение. Эпоха Романтизма и Неоготика оставили нам богатое наследие: в университетских библиотеках старой Европы хранятся сложнейшие эскизы, идеи которых послужили для формирования стиля Арт-Нуво.

Узорное окно

На бледно-лазурном стекле
Расписаны ярко узоры.
Цветы наклонились к земле,
Скала убегает к скале,
И видно, как дремлют во мгле
Далекие снежные горы.

Но что за высоким окном
Горит нерассказанным сном,
И краски сливает в узоры?

Не дышит ли там Красота
В мерцании мира и лени?
Всхожу,- и бледнеет мечта,
К печали ведет высота,
За ярким окном пустота,-
Меня обманули ступени.
Все дремлет в немой полумгле,
И только на мертвом стекле
Играют бездушные тени.

Константин Бальмонт, 1897

На заре ХХ в. витражные композиции стали неотъемлемой частью оформления стеклянных элементов в жилых помещениях: целые архитектурные ансамбли свидетельствуют о художественных экспериментах - удивительное переплетение стилей от классического Барокко до инновационного Арт-Нуво присутствует практически во всех работах того времени.


Оригинальными витражными задумками полны творения Антонио Гауди в Барселоне и венецианские предметы домашнего обихода.


Над пустырями внешней суеты
Дар плавно возвышается над платой
И вводит ясно в эллипс полноты
Из вакуума черного квадрата.
Накладывая вновь на полотно
Природные наречия и числа,
Чтоб воплотить витражное панно
С подсветом утонченности и смысла.

И Мастер проникает с давних пор,
Посредством тона и своей же веры,
Во внутреннее царство интерьера

И открывает тайны дробных форм,
Чтоб их, скрепив по линиям сюжетов,
Ввести в контакт со статикой и светом.

Юрий Куликовский


Два раза в месяц витражи души
С лучом впускают ангелов крылатых -
Spiritus Vini моет витражи
Во дни аванса и во дни зарплаты...

Old Hamster

Сегодня витражные произведения вновь на пике популярности: стеклянная мозаика "ворвалась" в строительство коттеджей и частных вилл, придавая зданиям неповторимый шик и привлекая внимание окружающих.


Виды современных витражей
  • Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
  • Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
  • Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
  • Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
  • Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
  • Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
  • Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
  • Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.
  • Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объёме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
  • Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).
  • Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.
  • Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.
  • Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.
  • Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).
  • Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.
  • Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.
  • Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.
  • Контурный заливной витраж — на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап — нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объём, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап — заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.
А еще есть Роспись по стеклу. Это занятие не может не увлечь. Оно открывает широкий простор для проявления творческой фантазии. Яркие краски преобразят наскучившие вещи до неузнаваемости: старые банки и бутылки чудесным образом превратятся в изумительные вазы и подсвечники, а зеркала, окна и дверцы шкафов, украшенные затейливыми узорами, привнесут в ваш дом уют и неповторимое очарование.
  1. Перед началом работы тщательно очистить поверхность стекла с помощью ватного тампона,смоченного спиртом.
  2. В соответствии с эскизом изготовьте трафарет,вырезав внутреннюю часть по контуру,для этого лучше пользоваться маникюрными ножницами(в этом случае контур будет более четким)
  3. Разместите шаблон по поверхности бутылки,где будет находится рисунок,закрепитетрафарет скотчем.
  4. Обведите рисунок по внутренней части трафарета исчезающем контуром.
  5. Когда контур высохнет, залейте контур краской.
Витражные краски изготовить своими руками оказывается очень просто и легко! Для этого понадобятся: клей ПВА и пищевые красители.
  1. Налить в емкость 2 чайные ложки клея ПВА и добавить немного пищевого красителя, хорошо размешать. Краситель можно использовать как сухой, так и жидкий.
  2. Когда разноцветные краски готовы, можно рисовать кисточкой. В качестве основы можно использовать файл. Особенно удобно, если положить в него трафарет, так картинка не будет скользить, и рисунок получится более точным.
  3. Нарисованные картинки лучше оставить до полного высыхания на ночь.
  4. Затем нужно аккуратно отклеить витражный рисунок от файла. Та сторона, что прилегала к файлу, будет гладкой и блестящей - этой стороной и нужно приклеивать витраж на любую гладкую поверхность - стекло, зеркало, кафель и т.д.

А можно рисовать прямо на тарелках или баночках!

Витражи

Витражи, витражи.-
пёстрых стёкол миражи
трафаретом тьмы и света
перекраивают жизнь.

Алый цвет, белый цвет -
ничего прекрасней нет,
но любви осколок хрупкий
раскололся о паркет.

Синий сюр, чёрный нал.
Не туда фрагмент попал;
половина нашей жизни -
неликвидный капитал.

Это верх, это низ,
середина - жёлтый лист,
навсегда в оправе прочной
ослепительно лучист.

Серый цвет - боли след
обозначил силуэт -
неизбежные потери
в переплётах прошлых лет.

Миражи, миражи -
это просто витражи
из осколков жизни колкой
я пытаюсь уложить.


© Copyright: Галина Сахарова Гес, 2011

Комментариев нет :

Отправить комментарий